Страхование


Договор страхования ВСК

Генеральный полис №141201G00028 страхования грузов.

Зачем страховать груз при автоперевозке?

Вопрос о том, надо ли страховать груз при автоперевозке, возникает часто, и ответ, как правило, один – надо.

Даже если документы на перевозимый груз оформлены надлежащим образом, всё равно не все риски, связанные с перевозкой, могут входить в ответственность перевозчика. Нужно учитывать тот факт, что он отвечает только за тот ущерб, который может возникнуть по его вине. В этом случае потребуется доказать вину перевозчика, и делать это придётся владельцу груза. Подобная процедура обычно проводится через суд и требует немало сил и времени.

Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза (багажа) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. По договору страхования ответственности грузоперевозчика страховая компания за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием, в соответствии с нормами законодательства, для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю указанных в договоре страхования средств транспорта. Коротко говоря, предприниматель – перевозчик страхует свои риски в данной области для уменьшения финансовых потерь в случае причинения ущерба перевозимому грузу в силу различных обстоятельств.

Для осуществления выплаты по убытку страховщику потребуются следующие документы: транспортная накладная, товарораспорядительные документы на груз, счёт на груз, коммерческий акт, акт осмотра груза, документы о возможных дополнительных расходах, справки из государственных органов, сюрвейерский отчёт. При быстром сборе всех этих документов выплаты реально получить быстро.

Стоит учитывать тот факт, что некоторые случаи порчи груза не попадают под страховые. То есть, убыток возмещён не будет. Можно добавить к списку не возмещения ущерба ещё потерю качества груза без воздействия внешних факторов, потёртости товара без упаковки, возникновение царапин крашеных и эмалированных поверхностей.

Надо ли страховать сам груз, если ответственность перевозчика застрахована?

Надо ли страховать груз, если у перевозчика или экспедитора уже есть полис страхования ответственности? Ведь данный полис уже предусматривает ответственность перевозчика за повреждения груза во время перевозки. Данный вопрос очень актуален для многих грузовладельцев, желающих сэкономить на страховании. Если внимательно разобраться в указанных программах страхования, то станет ясно, что это совершенно два разных вида страхования с разными объектами страхования и условиями. Прежде всего, перевозчик или экспедитор будет обязан возместить ущерб только в тех случаях, когда наступает его ответственность (установленная юридически, т.е. в судебном порядке). И например, в случае, ДТП произошедшем по вине третьих лиц, ответственность перевозчика за повреждение грузу не будет признана. Также перевозчик не будет отвечать перед грузовладельцем за гибель груза по форс-мажорным обстоятельствам, например стихийными бедствиями. Также при хищении груза и утрате его в результате противоправных действий третьих лиц компенсация производится только при доказанной (и также в суде) вине перевозчика/экспедитора. К тому же не стоит забывать, что существует ограничение лимита ответственности перевозчика . Суммируя вышесказанное, только страхование грузов дает максимальное покрытие рисков ущерба груза при его перевозке, а страхование ответственности перевозчика или экспедитора, следует рассматривать как дополнительную гарантию их платежеспособности перед владельцем груза. Таким образом, в страховании груза заинтересован прежде всего грузовладелец, а не перевозчик, как думают некоторые.

Кстати, в соответствии со ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование могут быть отнесены в расходы по налогу на прибыль. Добровольное страхование грузов также учитывается для целей налогообложения прибыли.


© ООО «Даария Транс»